Редакторы свойств
Содержание
Обзор
Редакторы свойств
Стандартные редакторы свойств
Класс TPropertyEditor
Создание редактора свойств
Регистрация редактора свойств
Установка редактора свойств
Редакторы компонент
Пример редактора компонент
При написании новых объектов часто требуется создавать для них свои Редакторы Свойств и Редакторы Компонент. В данном уроке и рассказывается, как это сделать и приводятся примеры.
Краткое описание инструментов среды Delphi и модулей, в которых реализованы соответствующие API:
API Экспертов - Позволяет создать свои собственные эксперты; модули EXPINTF.PAS и VIRTINTF.PAS
API Контроля Версий - Дает возможность создать свою систему Контроля Версий или подключить систему третьей фирмы; модули VCSINTF.PAS и VIRTINTF.PAS
API Редакторов Компонент - Создание диалогов, связанных с объектом во время дизайна. Пример - Menu Designer для TMenu или Fields Editor для TTable; модуль DSGNINTF.PAS
API Редакторов Свойств - Создание редакторов для использования их при редактировании свойств в Инспекторе Объектов; модуль
DSGNINTF.PAS
Модули можно найти в библиотеке визуальных компонент (в директории X:\DELPHI\SOURCE\VCL).
Необходимо отметить, что большинству людей никогда не придется использовать вышеперечисленные API. Однако, некоторым программистам они очень могут пригодиться, особенно разработчикам новых объектов.
Перейдем в окно Инспектора Объектов и выберем свойство Color - отметьте, что справа есть маленькая стрелка, она означает, что мы можем выбрать цвет из списка. Нажмите мышкой на эту стрелку (рис.1)
Столкнувшись с этим в первый раз Вы могли подумать, что этот список цветов является некоей функцией, жестко заданной разработчиками среды программирования Delphi. В действительности, для свойства Color используется соответствующий Редактор Свойств. И Вам вовсе не нужно работать в компании Borland, чтобы создать подобные Редакторы Свойств. Точно так же, как Вы добавляете новые компоненты в Delphi, Вы можете добавить свой собственный Редактор Свойств в среду разработки.
Взглянем на иерархию классов Редакторов Свойств. Базовым является класс TPropertyEditor:
TPropertyEditor
TOrdinalProperty
TIntegerProperty
TColorProperty
TModalResultProperty
TTabOrderProperty
TCharProperty
TEnumProperty
TSetProperty
TShortCutProperty
TFloatProperty
TStringProperty
TComponentNameProperty
TFontNameProperty
TCaptionProperty
TSetElementProperty
TClassProperty
TFontProperty
TMethodProperty
TComponentProperty
Названия классов в большинстве своем очевидны. Класс TFloatProperty связан со свойствами, которые имеют тип Float, класс TSetProperty связан со свойствами, которые имеют тип Set. Некоторые редакторы имеют специальное назначение. Так, например, TTabOrderProperty нужен для того, чтобы предотвратить изменение свойства TabOrder (тип Integer) при выборе на форме нескольких компонент одновременно.
Прежде, чем писать свой собственный Редактор Свойств, нужно разобраться в базовом классе TPropertyEditor:
TPropertyEditor = class
private
FDesigner: TFormDesigner;
FPropList: PInstPropList;
FPropCount: Integer;
constructor Create(ADesigner: TFormDesigner; APropCount: Integer);
function GetPrivateDirectory: string;
procedure SetPropEntry(Index: Integer; AInstance: TComponent;
APropInfo: PPropInfo);
protected
function GetPropInfo: PPropInfo;
function GetFloatValue: Extended;
function GetFloatValueAt(Index: Integer): Extended;
function GetMethodValue: TMethod;
function GetMethodValueAt(Index: Integer): TMethod;
function GetOrdValue: Longint;
function GetOrdValueAt(Index: Integer): Longint;
function GetStrValue: string;
function GetStrValueAt(Index: Integer): string;
procedure Modified;
procedure SetFloatValue(Value: Extended);
procedure SetMethodValue(const Value: TMethod);
procedure SetOrdValue(Value: Longint);
procedure SetStrValue(const Value: string);
public
destructor Destroy; override;
procedure Activate; virtual;
function AllEqual: Boolean; virtual;
procedure Edit; virtual;
function GetAttributes: TPropertyAttributes; virtual;
function GetComponent(Index: Integer): TComponent;
function GetEditLimit: Integer; virtual;
function GetName: string; virtual;
procedure GetProperties(Proc: TGetPropEditProc);virtual;
function GetPropType: PTypeInfo;
function GetValue: string; virtual;
procedure GetValues(Proc: TGetStrProc); virtual;
procedure Initialize; virtual;
procedure SetValue(const Value: string); virtual;
property Designer: TFormDesigner read FDesigner;
property PrivateDirectory: string read GetPrivateDirectory;
property PropCount: Integer read FPropCount;
property Value: string read GetValue write SetValue;
end;
Методы, приведенные ниже, можно переопределять (override) для изменения поведения Редактора свойств. ( "SetXxxValue" используется для представления одного из методов SetFloatValue, SetMethodValue, SetOrdValue или SetStrValue. "GetXxxValue" обозначает GetFloatValue, GetMethodValue, GetOrdValue или GetStrValue)
paSortList: Инспектор объектов будет сортировать список, полученный от GetValues.
paSubProperties: Свойство имеет подсвойства, которые будут показываться ниже в виде иерархии (outline). Если GetProperties будет генерировать объекты-свойства, то этот атрибут должен быть установлен.
paDialog: Показывает, что метод Edit будет вызывать диалог. Если данный атрибут установлен, то появится кнопка '...' справа от свойства в Инспекторе Объектов.
paMultiSelect: Позволяет свойству оставаться в Инспекторе Объектов, когда на форме выбрано сразу несколько объектов. Некоторые свойства не годятся для множественного выбора, например, Name.
paAutoUpdate: Если этот атрибут установлен, то метод SetValue будет вызываться при каждом изменении, произведенном в редакторе, а не после завершения редактирования (пример - свойство Caption).
paReadOnly: Значение менять нельзя.
Свойства и методы полезные при создании нового класса Редактора свойств:
Текущее значение свойства, то же самое возвращает GetValue.
Button1.Hint:=’Line1’#13#10’Line2’;
Теперь подсказка будет состоять из двух строк. Но это достаточно неудобно, более удобно было бы формировать многострочную подсказку во время дизайна, однако редактор TStringProperty такой возможности не дает. Давайте создадим новый редактор, который мог бы это сделать.
В нашем случае будет достаточно выбрать в качестве предка редактор TStringProperty и переписать некоторые методы. Во-первых, нужно переопределить метод Edit, в котором будет вызываться диалог для ввода строк подсказки. Во-вторых, нужно переопределить функцию GetAttributes, которая возвращает набор параметров, описывающих данное свойство. В частности, должен быть установлен атрибут paDialog, при этом в Инспекторе Объектов у свойства появится кнопка ‘…’ для вызова диалога. И вообще-то нужно изменить метод GetValue, который используется для отображения значения свойства в Инспекторе Объектов.
Назовем новый Редактор Свойств THintProperty, декларация нового класса:
THintProperty = class(TStringProperty)
public
function GetAttributes: TPropertyAttributes; override;
function GetValue : String; override;
procedure Edit; override;
end;
Рассмотрим по порядку методы нового класса.
Функция GetAttributes добавляет к унаследованному множеству атрибуты paDialog (появляется кнопка ‘…’) и paReadOnly (свойство нельзя редактировать непосредственно в Инспекторе Объектов, а только в диалоге, вызываемом через кнопку ‘…’):
function THintProperty.GetAttributes: TPropertyAttributes;
begin
Result := inherited GetAttributes + [paDialog,
paReadOnly];
end;
Функция GetValue заменяет “неправильные” символы #10 и #13 (перевод каретки и переход на новую строку) на символ “>”:
function THintProperty.GetValue : string;
var
i : Byte;
begin
result:=inherited GetValue;
for i:=1 to Byte(result[0]) do
if result[i]<#32 then result[i]:='>';
end;
Процедура Edit вызывает диалог для ввода строк подсказки. Диалог можно было бы нарисовать свой собственный, однако можно воспользоваться уже готовым. Несколько разных диалогов лежит в директории X:\DELPHI\SOURCE\LIB. Мы воспользуемся модулем STREDIT.PAS, в котором есть необходимый диалог редактирования строк. Итак, процедура Edit:
procedure THintProperty.Edit;
var
HintEditDlg : TStrEditDlg;
s : string;
begin
HintEditDlg:=TStrEditDlg.Create(Application);
with HintEditDlg do
try
Memo.MaxLength := 254;
s:=GetStrValue+#0;
Memo.Lines.SetText(@s[1]);
UpdateStatus(nil);
ActiveControl := Memo;
if ShowModal = mrOk then begin
s:=StrPas(Memo.Lines.GetText);
if s[0]>#2 then Dec(Byte(s[0]),2);
SetStrValue(s);
end;
finally
Free;
end;
end;
Строка if s[0]>#2 then Dec(Byte(s[0]),2) нужна, так как Memo.Lines.GetText возвращает все строки с символами #13#10.
procedure Register;
begin
RegisterPropertyEditor(TypeInfo(String), TControl, 'Hint',
THintProperty);
end;
Как уже сообщалось выше, один и тот же редактор свойств можно “привязать” к свойствам, в зависимости от их названия или типа объекта. Это определяется параметрами (второй и третий), которые передаются во время регистрации в процедуре RegisterPropertyEditor. Возможны четыре варианта:
Класс компоненты | Имя свойства | Для каких свойств |
Nil | ‘’ | совпадает тип свойства |
Nil | ‘Name’ | Тип свойства + Имя свойства |
TClass | ‘’ | Тип свойства + класс компоненты |
TClass | ‘Name’ | Тип свойства + Имя свойства+ класс компоненты |
Если вместо типа класса в процедуре регистрации стоит Nil, а вместо имени свойства - пустая строка ‘’, то данный редактор “привязывается” ко всем свойствам, которые имеют тип, указанный в первом параметре, независимо от их имени или принадлежности к объекту какого-либо класса.
Если указан только класс, то редактор относится ко всем свойствам указанного типа для объектов указанного класса.
Если указано только имя, то редактор относится к свойствам указанного типа, которые имеют указанное имя.
В нашем случае Редактор Свойств зарегистрирован для всех свойств, которые имеют тип String, относятся к компоненте класса TControl или наследника от него и имеют имя ‘Hint’.
После того, как модуль с новым редактором свойств подготовлен, его нужно подключить к среде Delphi. Установка Редактора Свойств абсолютно аналогична установке новых объектов в палитру компонент и происходит следующим образом:
После успешной перекомпиляции библиотеки проверьте, как действует новый редактор свойств. Для этого создайте новый проект, положите на форму какой-либо видимый объект, например TButton, установите ShowHint для него в True, вызовите редактор подсказки (кнопка ‘…’ в свойстве Hint), редактор выглядит примерно так:
В диалоге нажмите “OK” и запустите программу.
Полный текст модуля с Редактором Свойств см. в примерах к данному уроку.
Давайте взглянем на класс TComponentEditor в модуле DSGNINTF.PAS:
TComponentEditor = class
private
FComponent: TComponent;
FDesigner: TFormDesigner;
public
constructor Create(AComponent: TComponent;
ADesigner: TFormDesigner); virtual;
procedure Edit; virtual;
procedure ExecuteVerb(Index: Integer); virtual;
function GetVerb(Index: Integer): string; virtual;
function GetVerbCount: Integer; virtual;
procedure Copy; virtual;
property Component: TComponent read FComponent;
property Designer: TFormDesigner read FDesigner;
end;
Редактор Компонент создается для каждого выбранного объекта на форме основываясь на классе объекта. При двойном щелчке на объекте вызывается метод Edit Редактора Компонент. При вызове контекстного меню (popup menu) по правой кнопке мыши, то для построения этого меню вызываются методы GetVerbCount и GetVerb. Если в этом меню выбирается пункт, то вызывается метод ExecuteVerb. Copy вызывается при копировании компонента в Clipboard.
Редактор Компонент по умолчанию (TDefaultEditor) при двойном щелчке на объекте создает (или переходит на) в Редакторе Исходного Текста заготовку для событий OnCreate, OnChanged или OnClick (какое первым попадется).
При создании Редактора Компонент вы должны переопределить либо метод Edit, либо три следующих метода: GetVerb, GetVerbCount и ExecuteVerb. Можно переопределять все четыре метода.
Если Редактор Компонент был вызван и изменил компонент, то всегда обязательно нужно вызвать метод Designer.Modified, чтобы Дизайнер об этом узнал.
Методы и свойства TComponentEditor:
Create(AComponent, ADesigner): Конструктор Редактора Компонент. AComponent - редактируемый компонент. ADesigner - интерфейс к Дизайнеру среды Delphi.
Edit: Вызывается при двойном щелчке мышью на компоненте. Редактор Компонент может вызвать какой-нибудь диалог или эксперт.
ExecuteVerb(Index): Выполняется, когда был выбран пункт номер Index из контекстного меню. Считается, что Редактор Компонент знает, как проинтерпретировать это значение.
GetVerb(Index): Редактор Компонент должен вернуть в этом методе строку, которая будет показана в виде пункта контекстного меню. Можно использовать обычные для пунктов меню символы, например &.
GetVerbCount: Возвращает число, которое определяет на какие значения будут отвечать методы GetVerb и ExecuteVerb. Например, если это число равно 3, то в меню будет добавлено три пункта со значениями Index от 0 до 2.
Copy: Вызывается, когда компонент нужно скопировать в Clipboard. На самом деле, образы полей компонента уже находятся в Clipboard. Просто предоставляется возможность скопировать различные типы форматов, которые игнорируются Дизайнером, но которые могут быть распознаны другими приложениями.
В качестве примера давайте создадим Редактор Компонент для класса TButton. Этот Редактор будет показывать сообщение и изменять свойство Caption у объекта TButton. В данном примере это будет срабатывать и при двойном щелчке мыши, и через контекстное меню.
Декларация нового класса Редактора Компонент:
TButtonEditor = class(TComponentEditor)
private
procedure HiThere;
public
procedure Edit; override;
procedure ExecuteVerb(Index: Integer); override;
function GetVerb(Index: Integer): string; override;
function GetVerbCount: Integer; override;
end;
Процедура HiThere и будет показывать сообщение и изменять свойство Caption:
procedure TButtonEditor.HiThere;
begin
MessageDlg('Hi! It replaces Default Component Editor.',
mtInformation, [mbOK], 0);
(Component as TButton).Caption:='Hi!';
Designer.Modified;
end;
Процедуры Edit и ExecuteVerb только вызывают HiThere:
procedure TButtonEditor.Edit;
begin
HiThere;
end;
procedure TButtonEditor.ExecuteVerb(Index: Integer);
begin
if Index = 0 then HiThere;
end;
Процедуры GetVerb и GetVerbCount определяют вид контекстного меню:
function TButtonEditor.GetVerb(Index: Integer): string;
begin
result:='&Get message ...'
end;
function TButtonEditor.GetVerbCount: Integer;
begin
result:=1;
end;
Здесь в контекстное меню добавляется один пункт “Get message …”.
Редактор Компонент готов.
Необходимо зарегистрировать новый Редактор Компонент, это делается аналогично регистрации Редактора Свойств, только проще:
procedure Register;
begin
RegisterComponentEditor(TButton, TButtonEditor);
end;
После того, как Вы подключите новый Редактор Компонент в среду Delphi, а это делается в пункте меню “Options|Install Components”, создайте новый проект, положите на форму объект TButton и щелкните дважды на нем - появится диалог:
После того, как Вы нажмете “OK”, текст на кнопке изменится.
Созданный нами Редактор Компонент заместит Редактор по умолчанию для всех объектов класса TButton и его наследников, например, TBitBtn.
Полный текст Редактора Компонент приведен в файле SBEDIT.PAS в примерах к данному уроку.